Дошколенок.ru
Кружковая деятельность"Фантазия и бумага". Содержание программы: Раздел 1. Актуальность Раздел 2. Учебно-тематический план Раздел 3. Ожидаемые результаты Раздел 4. Диагностические обследования Раздел 5. Анализ качества усвоения знаний и умений в процессе кружковой деятельности Список литературы. Раздел 1. Актуальность. Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование изобразительного искусства в педагогической работе с детьми, это целенаправленный процесс, организованный в единой системе и отвечающий требованиям всестороннего и гармоничного развития детей. У ребенка особое восприятие. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Развитие дошкольника нельзя пускать на самотек, ведь это тот самый период, когда, бросив семя, можно получить прекрасный «урожай». Помогите ребенку развить его способности, не жалейте времени на это. И потом, перешагнув порог школы, ребенок будет уверен в своих силах, а учеба будет даваться ему легко и приносить радость. Ведь только в дошкольном возрасте ребенок хорошо запомнит то, что ему интересно, что может захватить его, увлечь его, вызвать творческий восторг. Изобразительное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, и создают их сейчас. Это искусство огромно. Чтобы узнать его лучше, не заблудиться в нем, нужно шаг за шагом изучать его. Первое, что делают люди, желающие изучить новый интересующий их край, - изучают язык живущих в нем людей. Так и с изобразительным искусством. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше. Необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Дети должны постепенно научиться говорить на языке художников. Не нужно бояться оперировать понятиями и терминами изобразительного искусства на занятиях даже с самыми маленькими, так как, постепенно воспринимая их на слух, дети будут привыкать к ним. Главное – как можно проще расшифровать их смысл. Это даст возможность прочно заложить их в память детей. Пройдет немного времени, и будет легко говорить с детьми на рабочем языке художников. Аппликация – один из видов изобразительного искусства, основанный на вырезании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон Понятие «аппликация» включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными к фону различными клеями. Занятие творческой аппликацией имеют большое значение для гармоничного развития детей. Они способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волевые качества, развивают ручную умелость, чувство формы, глазомер и цветоощущение. В процессе овладения умением выполнять аппликации, развивается чувство цвета, чувство же цвета является популярнейшей формой эстетического чувства вообще. Цель: Развитие творческих способностей у детей. Задачи: 1. Учить различным способам, приемом работы с бумагой, клеем и другими подручными средствами. 2. Воспитывать у детей самостоятельность, творческую активность, усидчивость; 3. Уметь работать в коллективе и достигать наилучшего результата путем коллективного обсуждения и взаимопонимания. 4. Побуждать детей к творческому фантазированию в изготовлении поделок из бумаги. 5. Закреплять приемы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое; несколько предметов или их частей из бумаги, сложенной гармошкой. 6. Продолжать учить создавать предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развивать чувство композиции (учить красиво располагать фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).
Содержание: Кружок проводится с детьми подготовительной дошкольной группы. Занятия проводятся один раз в неделю, с группой детей в количестве восьми – десяти человек. Учебная годовая нагрузка составляет 9 часов. Длительность занятия - 30 минут. Занятия проводятся в специально отведенном для этого месте. Для занятия имеются специальная методическая литература, оборудование в виде наборов бумаги, картона; клей, ножницы детские безопасные. Поделки применяются для оформления группы, подарков родителям, именинникам.
Условия реализации: Занятия проводятся раз в неделю. Длительность занятия - 30 мин. Кадровый потенциал: Данная программа разработана для воспитателей всех возрастных групп, кроме ясельных. Желательно наличие у педагогов 1, 2, либо высшей квалификационной категорий. Материально – техническая база: Для внедрения программы необходимо иметь следующее: Столы в количестве не менее 2 штук; Доска или мольберт; Ножницы по количеству детей; Цветная бумага; Белый, цветной картон; Клей по количеству детей; Раздел 2. Учебно-тематический план: № Темы занятий: Форма занятия, основное содержание, виды деятельности воспитанников на занятии. Количество часов. Цель занятия. Сентябрь 1 Вводное занятие Игры на повышение коммуникации 30 мин Развивать способность взаимодействовать в коллективе 2 Изготовление Флага РФ Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить изготавливать поделку путем накладывания бумаги на бумагу Октябрь 3 Аппл. «На поезде за грибами» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Уметь продумать расположение своей работы 4 Аппл. «Осенний ковер» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деят: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Развитие цветового восприятия, упражнять в вырезании деталей из сложенной бумаги Ноябрь 5. Аппл. «Ваза с цветами» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная 2 часа работа 30 мин Закреплять умение вырезать симметричные детали из бумаги, сложенной вдовое 6. Аппл. «Праздничный хоровод» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить вырезать изображение человека, составлять композицию Декабрь. 7.Аппликация «Новогодняя игрушка» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа. 30 мин Закреплять навык работы с обрывной бумагой 8. Аппликация «Снеговик» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить добавлять другие материалы в работу с бумагой (крупу) Январь 9 .Аппликация «Рыбки в аквариуме» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить силуэтному вырезанию простых по форме предметов 10. Аппликация «Цветы в вазе» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить передавать характерные особенности цветка в аппликации Февраль 11. Аппликация «Моя любимая сказка» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Развитие памяти и воображения, умение применить свою фантазию в поделке 12. Аппликация «Подарок папам» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Развитие умения вырезать сложные по форме предметы (звезда) Март 13. Аппликация «Наш сад» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить вырезать простые предметы на глаз, составлять неложную композицию 14. Аппликация «Любимой мамочке» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить приклеивать форму друг на друга на определенном расстоянии, продумывать цветовую гамму Апрель 15 Аппликация «Мой дом» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Развитие умения располагать предметы в пространстве, закреплять навыки вырезания и наклеивания 16 Аппликация «Хоровод» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить вырезать несколько симметричных предметов из сложенной в несколько раз бумаги Май 17 Аппликация «День Победы» Ф. З.: групповое занятие; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. Вид деятельности: ответы на вопросы. Самостоятельная работа 30 мин Учить вырезать цифры, символику 18 Итоговое занятие «Летняя полянка» Ф. З.: Коллективная работа; Основное содержание: показ и объяснение. Закрепление материала. 30 мин Применение всех ранее полученных навыков работы с бумагой и другими подручными материалами. Раздел 3. Ожидаемый результат: К концу учебного года дети, занимающиеся в кружке, должны овладеть следующими умениями: 1. Образовательные: • Уметь работать самостоятельно, самим продумать и расположить композицию, цветовую гамму (прибегая по необходимость к помощи воспитателя), • Правильно работать с ножницами, клеем; • Соблюдать правила безопасности при работе с острыми предметами; • Формировать навык аккуратности - содержать в чистоте рабочее место. 2. Развивающие: • Формировать интерес к художественно-эстетической деятельности; • Развивать мелкую моторику, согласованность в работе обеих рук, глазомер, творческие способности, психические процессы. • Повышать усидчивость, внимание, активность; • Развивать память, логическое, наглядно-образное мышление, внимание. • Развивать чувство формы и пропорции. • Развивать восприятие формы и величины. 3. Воспитательные: • Умение работать в коллективе, и достигать наилучшего результата путем взаимного обсуждения и взаимопонимания. • Воспитывать чувство прекрасного, и умение отражать его в познавательной деятельности. • Вызывать эмоциональный отклик на красивые композиционные аппликации. • Воспитывать эстетические эмоции и художественный вкус. 4. Творческие: • Проявлять инициативу и интерес в выборе аппликации, композиции индивидуально и в коллективе, желание привносить и придумать что-то свое; • Развивать воображение, фантазию. Раздел 4. Диагностические обследования Диагностика знаний и умений в кружковой работе с детьми по художественно-эстетической деятельности в подготовительной группе № 9 «Непоседы» на начало учебного года. Воспитатель: Кирган К. А. Количество детей в кружке: 8 чел. Название заданий. Оценка знаний и умений в баллах. «3» «2» «1» Умение планировать работу 2ч- 6 б. 4ч-8 б 2ч-2 б Развитие глазомера 1ч-3 б. 4ч-8 б 3ч-3 б Умение работать с ножницами 3ч-12 б 3ч-6 б 2ч-2 б Умение работать с карандашом 7ч-21б 1ч-2 б Умение соединять детали из бумаги с помощью клея 6ч-18 б 2ч-4 б Умение составлять композицию в соответствии с задумкой 2ч-6 б 2ч-4б 4ч-4 б Итого: (сумма в баллах) 66 б 22 б 13 б Анализ качества усвоения детьми знаний и умений в кружковой деятельности с детьми подготовительной группы № 9 «Непоседы» на начало учебного года показал, что выявленные проблемы обнаружены в заданиях: «умение планировать работу»: из 8 обследуемых детей, у 2 человек данный раздел сформирован на 3 балла; 4 человека имеют сформированные знания на 2 балла; у 2 детей отмечен 1 балл. В задании «умение составлять композицию в соответствии с творческой задумкой» 2 человека показали знания и умения на 3 балла; 2 человека – на 2 балла; 4 человека показали результаты на 1 балл. В задании «умение соизмерить графическую проекцию руки и глаза» обнаружены следующие результаты: только 1 человек показал положительный результат 3 балла. 4 человека отмечены 2 баллами. 3 человека показали минимальный 1 балл. Дети испытывали затруднение, при самостоятельном составлении композиционной картинки исходя из заданной темы. Очень трудно давался схематичный план изготовления поделки. Те дети, которые могли при помощи воспитателя составить план работы, затруднялись в удерживании его в памяти, поэтому деятельность осуществлялась медленно и при непосредственном участии воспитателя. В связи со слабой мелкой моторикой пальцев рук, обнаружены проблемы при вырезании округлых, овальных форм предметов, в вырезании форм без рисунка, различных деталей к предметам. Во время работы с клеем дети владели навыком намазывания только середины, не определяя углы сторон, а по ходу деятельности они обнаруживали проблему несклеивания, и устраняли ее. При обследовании использовалась методика Ю. А. Дмитриева «Диагностика готовности детей к школе». Диагностика знаний и умений в кружковой работе с детьми по художественно-эстетической деятельности в подготовительной группе № 9 «Непоседы» на конец учебного года. Воспитатель: Кирган К. А. Количество детей в кружке: 8 чел. Название заданий Оценка знаний и умений в баллах «3» «2» «1» 1.Умение планировать работу 8ч-24 б. 2.Развитие глазомера 4ч-12 б. 4ч-8 б 3.Умение работать с ножницами 8ч-24б 4. Умение работать с карандашом 7ч-21б 1ч-2б 5.Умение соединять детали из бумаги с помощью клея 8ч-24б 6.Умение составлять композицию в соответствии с задумкой 6ч-18б 2ч-4б Итого: (сумма в баллах) 101б 14б. По итогам контрольного среза на конец учебного года дети показали положительные результаты усвоения знаний и умений по художественно-эстетической направленности в кружковой деятельности. Наиболее высокие результаты отмечены в заданиях № 1, 3, 4, 5. Общий результат 101 балл. Вывод: анализ качества усвоения детьми знаний и умений по художественно-эстетической направленности в кружковой деятельности в сравнении с началом учебного года позволяет отметить динамику прироста на 35 баллов. Что соответствует ожидаемым результатам программы кружковой деятельности. Качественному результату способствовали следующие показатели: 1. Создание предметно-творческой среды в группе; 2. Подготовка и оформление наглядного материала для занятий с детьми; 3. Повышение квалификации педагога; 4. Работа по самообразованию по данному направлению; 5. Распространение передового опыта; 6. Планомерные и систематические занятия с детьми, направленные на формирование необходимых навыков и умений, на развитие творческих способностей. 7. Взаимодействие с семьями детей, занимающихся в кружке. 8. Оформление выставок работ детей; 9. Участие в общесадовских конкурсах, городских и областных мероприятиях. 10.Изготовление подарков, выполненных детьми для шефов ГУСП совхоз «Тепличный». Список литературы: 1. Алалина А. . Ножницы-художницы. Аппликация из бумаги. М., 1971г. 2. Ветлугина Н. А. . Художественное творчество в детском саду. М., Просвещение, 1974г. 3. Гусакова М. А. Аппликация- М.: Просвещение, 1982. 4. Дмитриев Ю. А . Диагностика готовности детей к обучению в школе. М., 1994г. 5. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателей детского сада- 3-е изд., перераб. и доп., М.: Мозаика-Синтез, 2008. 6. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию - М.: Просвещение, 1979 7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты, методические рекомендации. - М.: Сфера, 2007 8. Печерская А.А. Поделки и сувениры из соленого теста, ткани, бумаги и природных материалов. - М.: Мой мир, 2006. 9. Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки- М.: Айрис-пресс, 2007. 10. Сакулина Н. П., Т. С. Комарова. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М., 1979г. (Глава «Аппликация») 11. Соколова С. Театр оригами. – М.: Эксмо, 2005.
22 декабря 2021 в 01:50
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.